Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Новости

Русский народный праздник "Масленица"
Подробнее...
Конкурс поделок "Из тюльпанов и мимозы соткан самый женский день"
Подробнее...
Конкурс детского рисунка «Мимозы душистой весенний привет»
Подробнее...
Утренник в старших группах "Путешествие в долину маминой мечты"
Подробнее...
Утренник в средней группе "Подснежники в подарок"
Подробнее...
Культурные практики  
 
Модернизация, происходящая сегодня в системе дошкольного образования, требует от нас педагогов новых форм организации педагогического процесса. Особенно актуальным становится поиск новых форм совместной деятельности взрослых и детей. Одна из таких форм -   культурные практики.
Характеризуются два направления проектирования культурных практик в образовательном процессе ДОУ: культурные практики, инициируемые детьми, и культурные практики, инициируемые, организуемые и направляемые взрослыми.
Наиболее эффективной формой реализации культурных практик в развитии дошкольника является проектная деятельность, поскольку она позволяет интегрировать содержание различных практик.
Что же можно считать культурной практикой? К культурным практикам можно отнести всё разнообразие исследовательских, социально - ориентированных, коммуникативных, художественных действий.
Во второй половине дня организуются разнообразные культурные практики, ориентированные на проявление детьми самостоятельности и творчества в разных видах деятельности. В культурных практиках воспитателем создается атмосфера свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей. Организация культурных практик носит преимущественно подгрупповой характер. 
Совместная игра воспитателя и детей (сюжетно-ролевая, режиссерская, игра-драматизация, строительно-конструктивные игры) направлена на обогащение содержания творческих игр, освоение детьми игровых умений, необходимых для организации самостоятельной игры. 
Ситуации общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта носят проблемный характер и заключают в себе жизненную проблему близкую детям дошкольного возраста, в разрешении которой они принимают непосредственное участие.
Такие ситуации могут быть реально-практического характера (оказание помощи малышам, старшим), условно-вербального характера (на основе жизненных сюжетов или сюжетов литературных произведений) и имитационно-игровыми.
В ситуациях условно- вербального характера воспитатель обогащает представления детей об опыте разрешения тех или иных проблем, вызывает детей на задушевный разговор, связывает содержание разговора с личным опытом детей.
 В реально-практических ситуациях дети приобретают опыт проявления заботливого, участливого отношения к людям, принимают участие в важных делах («Мы сажаем рассаду для цветов», «Мы украшаем детский сад к празднику» и пр.).
Ситуации могут планироваться воспитателем заранее, а могут возникать в ответ на события, которые происходят в группе, способствовать разрешению возникающих проблем.
Творческая мастерская предоставляет детям условия для использования и применения знаний и умений. Мастерские разнообразны по своей тематике, содержанию, например, занятия рукоделием, приобщение к народным промыслам («В гостях у народных мастеров»), просмотр познавательных презентаций, оформление художественной галереи, книжного уголка или библиотеки («Мастерская книгопечатания», «В гостях у сказки»), игры и коллекционирование. Начало мастерской – это обычно задание вокруг слова, мелодии, рисунка, предмета, воспоминания.
Далее следует работа с самым разнообразным материалом: словом, звуком, цветом, природными материалами, схемами и моделями.
И обязательно включение детей в рефлексивную деятельность: анализ своих чувств, мыслей, взглядов (чему удивились? что узнали? что порадовало? и пр.). Результатом работы в творческой мастерской является создание книг-самоделок, детских журналов, составление маршрутов путешествия на природу, оформление коллекции, создание продуктов детского рукоделия и пр. 
Музыкально-театральная и литературная гостиная (детская студия) - форма организации художественно-творческой деятельности детей, предполагающая организацию восприятия музыкальных и литературных произведений, творческую деятельность детей и свободное общение воспитателя и детей на литературном или музыкальном материале. 
Сенсорный и интеллектуальный тренинг – система заданий, преимущественно игрового характера, обеспечивающая становление системы сенсорных эталонов (цвета, формы, пространственных отношений и др.), способов интеллектуальной деятельности (умение сравнивать, классифицировать, составлять сериационные ряды, систематизировать по какому-либо признаку и пр.). Сюда относятся развивающие игры, логические упражнения, занимательные задачи. 
Детский досуг - вид деятельности, целенаправленно организуемый взрослыми для игры, развлечения, отдыха. Как правило, в детском саду организуются досуги «Здоровья и подвижных игр», музыкальные и литературные досуги. Возможна организация досугов в соответствии с интересами и предпочтениями детей (в старшем дошкольном возрасте). В этом случае досуг организуется как «кружок». Например, для занятий рукоделием, художественным трудом и пр. 
Коллективная и индивидуальная трудовая деятельность носит общественно полезный характер и организуется как хозяйственно-бытовой труд и труд в природе. 
Методические приемы, направленные на регулирование общения детей в процессе совместной деятельности.
  • объяснение необходимости работать дружно, ориентируясь на общий результат при демонстрации способов совместно-раздельных и совместно-последовательных, совместно распределенных действий;
  • обучение детей взаимопомощи советом, показом, совместным со сверстником выполнением дела, указанием на то, что выполнять работу за другого - не означает помочь ему, а напротив, сделать хуже: не дать возможности научиться делать это самому;
  • напоминание последовательности этапов совместной работы и опережающее одобрение ее результатов как результатов коллективного труда;
  • разъяснение воспитанникам моральных правил поведения, в которых были бы даны образцы поступков с точки зрения их влияния на формирование положительных взаимоотношений в детском коллективе.
 «Примерные виды и формы культурных практик»
 
Возраст детей
Культурная практика
Виды и формы работы
Младший дошкольный возраст
Совместная игра педагога с детьми
  • сюжетно-ролевая игра
  • режиссерская игра
  • игра-инсценировка
  • игра – драматизация
  • игра-экспериментирование
Творческая мастерская
  • проектная деятельность
  • мини-коллекционирование
  • образовательные ситуации с единым названием
Старший дошкольный возраст
Совместная игра педагога с детьми
В старшем дошкольном возрасте добавляются:
  • игры – экспериментирования могут перерастать в режиссерскую или сюжетно-ролевую игру.
  • театрализованные игры (кукольный театр, настольный театр, театр теней, театр марионеток и т.д.)
Творческая мастерская
В старшем дошкольном возрасте добавляются:
  • студийная, кружковая работа
  • творческие проекты
  • коллекционирование
  • образовательные ситуации с единым название
  • проведение ежемесячных проектов
  • в подготовительных группах образовательная ситуация «Школа дизайна» серия дизайн проектов в форме арт-салонов
Чтение художественной литературы
  • группировка произведений по темам
  • длительное чтение
  • циклы рассказов
  • чтение периодической печати (на примере ознакомления с детскими журналами) и т.п.
Все возрастные группы
Досуги
  • «Песенные посиделки» - пение в кругу знакомых песен
  • театрализованное обыгрывание песен.
  • «Сам себе костюмер» (ряженье) - примеривание различных костюмов, создание при помощи деталей костюмов и атрибутов игровых образов, спонтанные костюмированные игры и диалоги.
  • «Мы играем и поем» – игры с пением (по показу, без предварительного разучивания!)
  • «Танцевальное «ассорти» -свободное движение детей под музыку, образно-танцевальные импровизации, коммуникативные танцы-игры;
«Кукольный театр» – всевозможные варианты кукольных представлений от показа взрослыми до спектакля, который показывают старшие дети малышам
  • «Кинофестиваль» – просмотр любимых мультфильмов по известным сказкам и т.д.

Случайное фото

IMG_9575.jpg


Яндекс.Метрика